Место действий итальянских фильмов 60-х

Место действий итальянских фильмов 60-х

Излюбленное место действия этих новых итальянских фильмов — Северная Африка, хотя итальянцы должны были бы сохранить о ней не слишком приятные воспоминания. Съемки же ведутся неподалеку от Рима— прибрежные дюны изображают Ливийскую пустыню. Несколько пальм из пластика — и «оазис» готов. В павильонах римских студий «Чинечитта» воздвигают форты и крепости, причем одни и те же декорации служат для многих фильмов. Почти никаких батальных сцен — фильм надо изготовить быстро и экономно! На отдаленном фоне где-то происходящей войны показываются кровавые подвиги какого-нибудь патруля или группы сорвиголов «коммандос». Диалоги сведены к минимуму — зачем ломать голову над сценарием?

Весьма характерен для этого нового жанра итало- американский боевик «Высадка у Анцио» (режиссеры Эдуард Дмитрык и Дуилио Колетти). Фильм показывает не ту десантную операцию союзников, которая, хоть с огромным опозданием, но все же открыла англо- американской армии дорогу на Рим, а неправдоподобные приключения отряда, возглавляемого ловким журналистом Диком, который и формулирует «мораль» этого фильма. «Человек убивает потому, что ему это нравится»,— говорит он. Никакого намека на ту решающую роль, которую имели действия Советской Армии на советско-германском фронте, мы в этих фильмах, разумеется, не найдем: история второй мировой войны представлена в самом превратном виде.

Иногда эти картины содержат прямое оправдание фашизма, показывают войну как бы со стороны вояк Муссолини, видят события их глазами. Таков фильм «Битва при Эль-Аламейне», который газета «Унита» прямо называла «откровенно фашистским».

Пока что подобные ленты ставят второстепенные режиссеры при минимальных затратах; они представляют собой явную халтуру и рассчитаны на первых порах на провинциальный экран. Но число их угрожающе растет, и, судя по всему, они занимают немаловажное место в планах военной пропаганды Пентагона.

Говоря об углубляющемся подчинении итальянского кино американскому капиталу и американской идеологии, об отсутствии каких-либо барьеров, способных препятствовать заокеанскому проникновению, критик Джанфранко Корбуччи пишет в журнале «Чинема нуово» (в статье «Наши авторы и колониализм США»):

«Следует подчеркнуть особый характер, который приняла в Италии наша «атлантическая лояльность»: слабость производственной структуры (кинематографии) лишь толкает к лихорадочным, безудержным, всепоглощающим, часто эмпирическим и противоречивым поискам готовых рецептов, которые могли бы обеспечить коммерческий успех… Кроме того, «колониальное» положение требует — также и бессознательно— подражания, более или менее непосредственного, чужим схемам. Фильм «За горсть долларов» (один из первых «вестернов по-итальянски», открывших золотуютую жилу этого жанра) ныне стал уже мифом; это был «счастливый случай», который принес миллиарды. И вот появляется целая плеяда «социологов», изучающих глубокие причины успеха этой картины, и практически они предлагают себя в качестве советников каждому, кто намерен вложить свой капитал в игру, могущую принести крупные барыши. Так же и появление большого количества режиссеров-дебютантов (одно из проявлений этого притока новых сил представляет постоянное обращение нашего кино к теме интеграции, причем трактуется она с полностью интегрированных позиций) является одной из характерных черт, полностью соответствующих общему положению в итальянском кинематографе, и весьма далеко от того, чтобы вселять надежду на его обновление…»

Комментарии закрыты.