идейные течения

Решающую роль сыграло духовенство и в иранской революции 1905-1911 гг., явившейся попыткой разрешить целый клубок различных противоречий иранского общества. При всем различии позиций различных групп духовенства в период этой революции их объединяло требование ограничить личную волю шаха законом. Столкновение двух разных формационных обществ, наложенное на противоречия на иранском рынке европейских стран при отсутствии сколько-нибудь отчетливо выраженного экономического курса правительства, не смогло создать условий для взаимовыгодных экономических новаций. За все XIX столетие, пока шло постепенное накапливание европейского опыта, делались попытки повышения собственного потенциала, используя традиционные структуры, государство не смогло обеспечить даже законодательные основы для деятельности новых и старых экономических структур, их взаимосвязей с мировым хозяйством. Столь же аморфной была и политическая структура, целиком зависящая от личной воли шаха, а главное — от влияния на него разнонаправленных по своим интересам слоев общества.

Именно личная воля монарха и личное влияние на него давали результаты в виде фирманов, которые фактически представляли собой итоги постепенного осознания необходимости изменения государственной структуры и самой роли государственной власти в изменившемся мире. Все более и более проявляющаяся отсталость Ирана от европейского мира вовсе не означала того, что в его обществе не формировались идейные течения, активно ищущие ответа на проблемы развития. Одним из ярких проявлений такого поиска путей повышения экономического потенциала страны является деятельность Мирзы Мальком-хана (1833-1908), который вслед за Таги-ханом как бы продолжил тенденцию реформаторства путем личного участия в государственных делах или личного влияния на шаха. Однако в отличие от Таги-хана влияние Мальком-хана на экономическое развитие базировалось не столько на его непосредственном участии в проведении или подготовке мероприятий, постановлений, соглашений и т.д., сколько на его концепциях государственного и экономического устройства. Получив образование во Франции, Мальком-хан возвращается в Иран в 1855 г., то есть в период свертывания реформ Таги-хана. К этому времени у Мальком-хана уже вызрели или даже были оформлены несколько вариантов его трактатов, в которых излагалась совокупность социально-экономических реформ. В 1858 г. была готова окончательная редакция «Дафтаре танзимат» (Книга реформ) — программа реформирования структуры государственной власти. Мальком-хан считал наиболее приемлемым для Ирана государственным строем конституционную монархию, и им впервые было разработано понятие разграничения исполнительной и законодательной власти.
Любая мебель рано или поздно начинает нуждаться в ремонте (реставрации). И тут уместно посоветовать воспользоваться услугами мастерской Kosair, где реставрация мягкой мебели может быть заказана с гарантией качества на выгодных условиях. Примите это к сведению.

Комментарии закрыты.