Бюджетный федерализм

Еще одним фактором, требующим учета при оценке функционирования зоны использования евро, является способность ЕС перемещать экономические ресурсы из стран со здоровыми экономиками в страны, испытывающие экономические проблемы. Например, в США менее благополучные штаты автоматически получают помощь из Вашингтона в виде социальных пособий и других федеральных трансфертов, средства на которые образуются за счет налогов, собранных в других штатах. Такой бюджетный федерализм помогает компенсировать снижение экономической стабильности вследствие использования фиксированных обменных курсов, как это происходит в США. К сожалению, ограниченные возможности взимания налогов позволяют ЕС проводить политику бюджетного федерализма в крайне ограниченных объемах.

Как же нам следует оценить европейский опыт с точки зрения теории оптимальных валютных зон? Существует мало доказательств того, что европейские рынки товаров и факторов производства являются достаточно унифицированными, чтобы позволить считать ЕС оптимальной валютной зоной. Объем торговли каждой из стран ЕС с остальными членами этого сообщества обычно не превышает четверти объема ВНП и, хотя для перемещения капиталов не встречает серьезных препятствий, мобильность трудовых ресурсов нигде не достигает того уровня, который необходим для эффективного сглаживания последствий возмущений на товарных рынках за счет миграции рабочей силы.

Инициативы 1992 г., направленные на достижение экономической либерализации, возможно, помогли ЕС стать в некоторых отношениях более похожим на оптимальную валютную зону, но при этом они мало способствовали повышению мобильности трудовых ресурсов в Европе. Поскольку трудовой доход составляет около двух третей стоимости ВНП стран ЕС, а последствия безработицы оказываются крайне тяжелыми, то низкая мобильность рабочей силы как между странами ЕС, так и внутри каждой из них, означает, что снижение экономической стабильности вследствие присоединения к валютной зоне может быть довольно значительным. Доказательством такого снижения стабильности является высокий уровень безработицы в некоторых странах зоны использования евро. Сложившееся в ЕС сочетание высокой мобильности капитала и ограниченной мобильности рабочей силы может повысить издержки адаптации к неблагоприятным явлениям на товарном рынке, осуществляемой без изменений обменного курса.

Например, когда экономика Нидерландов страдает от неблагоприятного изменения спроса на ее продукцию, то голландский капитал может направиться за границу, в результате чего уровень занятости среди голландских рабочих станет более низким, чем в том случае, если бы правительство Нидерландов ограничило перемещение капиталов за рубеж. Возможные в этом случае тяжелые и периодически повторяющиеся региональные депрессии стали бы осложняться высокой вероятностью того, что в числе немногих эмигрировавших из страны рабочих оказались бы самые квалифицированные, дисциплинированные и предприимчивые. С учетом того, что европейская рабочая сила остается недостаточно мобильной, успехи ЕС в либерализации перемещения капитала могут ухудшить экономическую стабильность в условиях процесса валютной унификации. Эта возможность является еще одним примером проявления теории наилучшего второго, которая подразумевает, что либерализация одного рынка (рынка капитала) может снизить эффективность экономик ЕС, если другой рынок (рынок труда) будет продолжать работать в неудовлетворительном режиме.

Комментарии закрыты.