Толерантность к другой вере

Толерантность к другой вере

Почему же британцы, не осуждая и с такой толерантностью относясь к вере других, так непримиримы по отношению к собственной Церкви? «Атеизм укрепляет свои позиции в нашем обществе», — говорится в исследование Tearfund. Духовность уступает место материализму и прагматизму. А британцы не слишком любят «крайние взгляды», равно как и всякие другие крайности. Есть ли Бог? Типичный островитянин, скорее всего, ответит на этот вопрос так: «Да, возможно. Я не буду утверждать обратного. Я даже сходил бы в церковь как-нибудь. Но в баре все-таки интереснее».

Прихожане Англиканской церкви неумолимо стареют: их средний возраст, по оценкам Tearfund, составляет около 50 лет. При этом материалистичные и свободолюбивые бритты опасаются, что их остров постигнет участь Америки, где богобоязненность достигла невероятных масштабов и впитывается чуть ли не с молоком матери. В конце концов, Дарвин был британцем. Поэтому в последние годы все большее распространение в Британии получают так называемые детские атеистические лагеря. В противовес американским христианским лагерям для детей, где малышей с младых ногтей учат молиться, читать Библию и бить поклоны перед алтарем, в атеистических британских лагерях проповедуют идеи Дарвина и рассказывают о научном прогрессе. Что, в принципе, не так уж и плохо.

Зато либерализация Англиканской церкви идет полным ходом. Не успел закончиться скандал и внутренние разборки, связанные с рукоположением в духовный сан геев, как обнаружилось, что все более устойчивое положение в духовной иерархии начали, на радость феминисткам, занимать женщины. Так, с 2000 по 2006 г. число леди, ставших священниками, превысило 50% от общего количества посвященных. Сейчас дам — духовных пастырей в Великобритании около 25%. Тем не менее в апреле 2008 г. церковь Уэльса отвергла билль о посвящении женщин в епископы, так как было признано, что это может стать причиной раскола. Более 1300 представителей духовенства обратились в письменном виде к архиепископу Кентерберийскому, обещая, что они покинут церковь, если женщины станут епископами.

Гораздо спокойнее Англиканская церковь относится к укреплению в стране ислама. Тысячи британских мусульман сегодня предпочитают решать свои споры че рез суд шариата: говорят, бородатые муллы быстрее и дешевле обычного английского суда и, кроме того, для правоверных мусульманок это единственный способ получить официальный развод. По данным исследовательского института Citivas, на территории Великобритании сейчас действует около 85 шариатских судов.

Даже Рован Уильямс, архиепископ Кентербери (высший духовный чин в Англиканской церкви), заявил, что закон шариата должен более широко применяться в стране. В своей лекции в Королевском суде Лондона в 2008 г. он отметил, что это процесс необратимый и необходимый для многих британских мусульман, потому как их верования часто не соответствуют английской законодательной системе. Речь вызвала недоумение обывателей и возмущение правительства страны, которое заявило, что «законы Великобритании одинаковы для всех граждан» и никакого шариата на острове построить не удастся.

При этом закон шариата действует на острове одновременно с британской правовой системой с 1982 г. Конечно, реальной силы у исламских судов нет, то есть нет прав налагать какие-либо штрафы и наказания, а уж тем более закидывать кого-нибудь камнями или резать руки. Однако альтернативная система растет и развивается. Вместе с шариатскими судами не так давно появились в стране и шариатские адвокаты, которые консультируют своих клиентов в соответствии с буквой исламского закона. Есть, конечно, и недовольные ростом популярности шариатских судов. А некоторые женщины утверждают, что бородатые муллы почему-то в основном выносят решения в пользу мужчин.

Возмущение свободных мусульманок острова привело к тому, что в 2011 г. член палаты лордов баронесса Кокс представила билль регулирования деятельности шариатских судов в соответствии с правилами и законами Британии. Впрочем, в стране всегда было немало поклонников ислама, в том числе среди чистокровных англичан из высшего круга. Пожалуй, одной из самых известных «перевертышей» была леди Эвелин Коб- болд (1867-1963) — аристократка, владелица роскошного имения в Шотландии. Она утверждала, что была мусульманкой всю свою жизнь, и в 1933 г. в возрасте 65 лет стала одной из первых британок, совершивших паломничество в Мекку.

Законы, написанные непонятным языком, доступным лишь профессиональным юристам; анкеты, где не всякий дочитает до середины длиннющего безграмотного предложения, смысл которого сложно понять с первого раза; непонятные выражения, кондовые инструкции, бесчисленные справки и ворохи бумажек — все эти издержки бюрократии давно стали для большинства россиян непобедимым злом, неотъемлемой частью государственной машины. Иногда кажется, что и не может быть по-другому. Официальные документы, написанные легким, правильным, доступным и понятным каждому языком? Как это?! Так просто не бывает, тогда это будет уже не бюрократия, а что-то совсем другое.

Комментарии закрыты.