Новый язык кино

Новый язык кино

Сейчас кино располагает самое меньшее сотней таких методов и приемов, из которых по крайней мере десять превратились в клише. Оригинальное новаторство— клише — непременный оборот нового языка: вот путь, который быстро проходит почти каждый прием. При темпе, свойственном современному кино, он проходит этот путь слишком быстро и слишком бездумно».

И далее критик делает вывод:

«Главным в фильме должен быть характер человека: его восприятие мира определяет характер и стиль картины. А мы кладем в основу всего сюжет или, того хуже,— стиль…»

Конечно, в суждениях Д. Моуэта немало неточного и противоречивого. Мы не можем безоговорочно признать «золотым веком» пору, когда Трюффо или Годар, Антониони или Пазолини делали свои первые фильмы.

Эти картины, хотя, безусловно, в них есть открытия в области изобразительности, приемов монтажа, передачи психологического состояния героев,— эти картины вместе с тем выражают противоречивость и кризисность современных буржуазных философских и эстетических течений, где главное — изображение человека как существа необщественного, отчужденного, захваченного в «пограничной ситуации». Но английский критик прав в том, что он увидел инфляцию тех свойств экспериментальных лент буржуазного кинематографа, которые были объявлены их авторами и адептами в качестве принципиальных открытий, призванных обновить мировой кинематограф.

Открытия в области языка кино оказались недостаточными для того, чтобы двинуть вперед искусство экрана. Его двинули вперед те кинематографисты, которые стали всматриваться не в больную и отчужденную от общества личность, а в самую суть общества, в новые процессы и явления, происходящие в мире.

Так родились постнеореалистические фильмы в Италии. Так появились фильмы американских режиссеров, запечатлевших больное общество, о которых речь пойдет ниже.

Есть еще одна примечательная тенденция.

Как и в первые послевоенные годы, когда родился и властно заявил о себе неореализм, как в 50-е годы, когда появились молодые режиссеры, связанные с неореалистическими традициями,— сегодня снова в итальянском кинематографе важное место заняла антифашистская тема.

Комментарии закрыты.