Крупные страны ЕС

В большинстве крупных стран ЕС рынки труда остаются под сильным влиянием профсоюзов, государственных требований о взносах в фонд страхования по безработице и прочих правовых норм, препятствующих перемещениям рабочей силы между отраслями и регионами. В результате в ЕС сохраняется высокий уровень безработицы. До тех пор пока рынки труда не станут более эластичными, как, например, в США, отдельные страны зоны использования евро будут сталкиваться с серьезными проблемами адаптации к последствиям экономических потрясений. Сторонники использования евро утверждают, что единая валюта за счет исключения возможности пересмотра взаимных курсов стран ЕВС подчинит определенным правилам требования рабочих о повышении зарплат и ускорит процессы перераспределения рабочей силы в пределах национальных экономик. Но с равной степенью вероятности можно ожидать и того, что рабочие в различных странах зоны использования евро будут требовать выравнивания зарплат и таким образом снижать для капитала стимулы перемещаться в те страны ЕВС, где уровни оплаты труда являются наиболее низкими.

Ограничения национальной финансово-бюджетной политики, подразумеваемые Пактом о стабильности и развитии (ПСР), по всей видимости, окажутся особенно болезненными по причине почти полного отсутствия в ЕС настоящего бюджетного федерализма. Нам еще предстоит узнать, получит ли ПСР прочную поддержку и будет ли ЕС создавать более совершенные институты для осуществления бюджетных трансфертов между странами зоны использования евро. В 1998 г. государства ЕС предприняли героические усилия, для того чтобы их бюджетные дефициты не превысили предельного значения в 3% от величины ВВП, предусмотренного Маастрихтським соглашением. Но некоторые страны зоны использования евро, возможно, не совсем соответствуют требованиям ПСР, поскольку достигнутые ими сокращения бюджетного дефицита стали следствием разовых мер или же «творческого» подхода к составлению баланса. Все эти страны должны и далее заниматься реструктуризацией своих бюджетов, чтобы избежать больших значений их дефицита в будущем. К сожалению, ПСР, реализуемый слишком буквально, может потребовать проведения наиболее значительной реструктуризации бюджета именно в период рецессии, когда эффект сокращения денежной массы будет иметь наиболее тяжелые последствия для экономики.
Таким образом, ЭМС столкнется в ближайшие годы с серьезными проблемами.

Опыт США показывает, что крупные валютные союзы, в состав которых входят непохожие в экономическом отношении регионы, могут развиваться довольно успешно. Но для того, чтобы ЭВС смог достичь сходных успехов, он должен повышать эластичность своего рынка труда, реформировать финансово-бюджетную систему и укреплять свое внутриполитическое единство. Сама по себе европейская унификация будет подвергаться опасности до тех пор, пока ЭМС и ее ведущий институт, ЕЦБ, не обеспечат всеобщего процветания и ценовой стабильности.


Комментарии закрыты.