Коммерциализация и американизация итальянского кино

Коммерциализация и американизация итальянского кино

Италия, остающаяся мощной кинодержавой, выпускает в год свыше двухсот фильмов (в 1970 году — 220). Правда, многие из них совместного производства— плод сложнейших «копродукций» с другими странами. Вероятно, фильмы эти настолько никудышные и итальянского в них так немного, что свое «отцовство» итальянцы признают в среднем лишь за полутора сотней художественных полнометражных фильмов в год — но и это совсем немало. Однако если іцзоанализировать с карандашом в руках фильм за фильмом итальянскую кинопродукцию за последние год-два, то видишь, что добрых 90 процентов составляют именно ленты, представляющие собой товар массового потребления в «западном» смысле этого слова, — товар в красивой упаковке, но гнилой, если не ядовитый.

Может быть, оставить в стороне эти имеющие мало общего с высокими идеями и вообще с искусством поделки и сосредоточить внимание на произведениях двухтрех больших мастеров? Именно так и поступает большинство буржуазных кинокритиков, концентрирующих свой интерес лишь на фильмах Феллини и Антониони, Висконти и Пазолини или на нескольких случайных работах молодых режиссеров-«бунтарей», эпатирующих буржуазного зрителя. А от всего, что остается за узкими рамками так называемого элитарного кино, они, морща нос, снобистски отворачиваются. Но ведь ныне кино в Италии это не только и не столько искусство, сколько зрелище, коммерция, бизнес, одна из самых мощных отраслей так называемой индустрии «массовой культуры». Ведь именно эти фильмы, внешне чисто развлекательные и бездумные, в той или иной мере пошлые, и формируют вкус рядового зрителя (а правильнее сказать — мешают сформироваться вкусу, портят, губят, отравляют его). Сквозь лавину коммерческих фильмов не пробиться на экран сколько-нибудь серьезным и художественным произведениям. Опасность этого американизированного «массового» кино стала не только качественной, но и количественной: если два-три, ну, допустим, десяток фильмов, потакающих низменным вкусам и инстинктам, просто вредны, то несколько десятков, если не сотня с лишним,— уже социально опасны, становятся поистине национальным бедствием.

Коммерциализация и американизация итальянского кино и развивающийся параллельно процесс его превращения не только в «массовый товар» «общества потребления», но и в инструмент идеологического воздействия на потребительские массы в руках власть предержащих, вызывают все большую тревогу прогрессивных итальянских кинематографистов и кинопечати. Отражая эти настроения, вот, например, что пишут в журнале «Чинема нуово» в своей статье «Кино как прославление правящих классов» молодые кинокритики Г. Бет- тини и Э. Мьеле:

«Кино с его многообразными возможностями распространения и воздействия на зрителей ныне все более становится связано посредством самого содержания фильмов и заключенных в них идей с задачей апологетики правящих классов. В самом деле, никогда еще ранее художник-кинематографист не подвергался таким ограничениям в своей творческой деятельности, как в ее политическом, так и в художественном отношении, со стороны производственных и прокатных структур… Никогда еще, как сегодня, идеи и произведения художников не подвергались столь ловким и тонким манипуляциям с целью нейтрализовать все то, что в них заложено нового и нонконформистского… Если мы рассмотрим фильмы, на постановку которых легко удается найти финансовые средства, так же как и возможность для их проката при нынешней структуре итальянского кинематографа, то увидим, что в этих произведениях на различных уровнях осуществляется культурная мистификация зрителя и идеологически-политиче- ское насилие над ним, направленное к вполне определенной цели; мы увидим, что эти фильмы являются политическими инструментами в руках правящего класса».

И далее:

«Итальянские и американские капиталы, все более широко вкладываемые в итальянское кино (это также тревожащее явление), очень уверенно используются для создания подобных фильмов. Эти фильмы, с одной стороны, представляют собой удачную финансовую операцию, поскольку широкий итальянский зритель, которого в течение многих лет кормят лишь отходами культуры и идей… и который в результате этого ныне утратил художественный вкус, сам способствует их коммерческому успеху (кассовые сборы намного превосходят стоимость производства), а с другой стороны, являются весьма действенным способом отвлечь самые отверженные слои населения от их реальных классовых проблем, направить их по другому пути… помешать их революционному выбору».

Рассказывать о процессе коммерциализации итальянского кино, процессе постепенного выхолащивания подлинных идейных и художественных ценностей, было бы слишком долго и печально. Процесс этот начался не сегодня и не вчера. Однако попробуем проследить некоторые моменты и явления, представляющиеся нам наиболее характерными.

Комментарии закрыты.