Борьба бесцельна

Борьба бесцельна

Да, если обнажить мысль, заложенную в фильме, освободить структуру картины от новейших ассоциаций и философских напластований, нетрудно увидеть в работе братьев Тавиани еще один мрачный приговор миру, людям, человечеству, стремлению людей к лучшему, к прогрессу, к борьбе за человеческие идеалы.

Самое печальное, что на позиции такой философии переходят порой и некоторые талантливые художники, выступавшие прежде с прогрессивных позиций.

Итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини в первых своих фильмах создал впечатляющую картину римского «дна», социальной придавленности простого, маленького человека в современной Италии. Дальнейший путь режиссера был сложным и противоречивым, но Пазолини всегда декларировал свою антибуржуазность, хотя его атаки против буржуазного образа жизни, буржуазной морали и не содержали какой-либо положительной программы.

Теперь декларативная «антибуржуазность» Пазолини— это всего лишь внешняя оболочка декадентского содержания. Один из последних фильмов Пазолини носит название «Свинарник». Действие происходит в доме западногерманского промышленного магната, который заключает пакт с бывшим нацистским преступником,— таков «политический антураж». Но главное не в этом антураже, а в показанных на экране сценах людоедства, скотоложества, в картинах чудовищных человеческих пороков и извращений, в странных и страшных аллегориях. По сути дела, фильм целиком оказывается в рамках антигуманистического, декадентского искусства.

Определенного рода эволюция произошла и в творчестве Федерико Феллини, режиссера, который в «Сладкой жизни», «Дороге», «Ночах Кабирии» и других талантливых фильмах создал исполненную страсти и взрывчатой силы картину разложения буржуазного общества. В «Сатириконе», созданном на основе дошедших до нас отрывков романа Петрония, живописуется разложение и упадок древнеримского государства, воссоздается внешняя обстановка той эпохи — римские бани, мрачные пиры чревоугодников, странные обряды. Рисуя одну за другой картины распада и гниения, режиссер как бы упивается своей фантазией. Язык фильма вычурно аллегоричен.

Комментарии закрыты.