Проведение лотерей и рекламных акций: позиция российского законодательства

Отличия рекламных розыгрышей и лотерей с позиции юристов

Как выгодно запустить розыгрыш призов, промо-кодов, подарков или скидок , чтобы не попасть на штрафные санкции? Клиенты нашего маркетингового агентства очень часто задаются этим вопросом. Вы найдете ответ в данной статье, разъясняющей отличия между коммерческими и рекламными лотереями, а также законодательные условия для правильной и успешной рекламы вашей промо-акции.

Лотерея

Лотерея – это игра, проводимая согласно с договором, где одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда, а другая сторона (участник лотереи) имеет право на выигрыш, при условии, что она будет признана выигравшей соответственно с условиями лотереи. Организация и проведение лотерей контролируется законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ.

Итак, в принципе, это взаимодействие сторон. Где одна из них осуществляет розыгрыш (денежных средств или ценных предметов, которые разрешены в РФ), другая – получает гарантированный приз, когда обязательные условия розыгрыша выполняются. Одновременно с этим в качестве приза указывается или часть общего призового фонда,или весь фонд полностью. Важнейшее отличие лотереи от других розыгрышей с раздачей ценных призов – выйгрыш формируется с использованием денег от продажи билетов.
В рамках коммерческих лотерей выдают «лотерейные билеты» – это специальный документ, предоставляющий право участия в розыгрыше. Одновременно с этим, документ юридически подтверждает согласие участников с конкретными условиями лотереи. Все билеты для участников лотереи нужно обязательно регистрировать у оператора.
Стать организаторами имеют право Министерство спорта и Минфин с разрешения Правительства Российской Федерации. Хозяева частного бизнеса не вправе выпустить лотерейные билеты и организовать розыгрыш призов, подарков, , промокодов или скидок. Они имеют возможности стать «оператором» подобного розыгрыша, однако необходимо пройти конкурс у организатора. Незаконная организация лотерей – нарушение, за которое могут назначить штраф. Размеры возможного штрафа следующие:

  • Гражданам: 3-4 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 15-20 тыс. руб.
  • Юридические лица: 250-350 тыс. руб.
  • Рекламная акция с призами или подарками

    Другое название — стимулирующее мероприятие. Под этим термином понимают игру, конкурс и т.д., когда для возможности участия понадобится заказать товар или услугу. Как например, рекламная акция «Купи дезодорант и найди свой приз под наклейкой» или «Заправься бензином на 1000 рублей и прими участие в конкурсе». Подобного рода акции относятся к рекламным, по этой причине они контролируются другим законом — «О рекламе».
    Такие мероприятия организовываются по инициативе предпринимателей, они не нуждаются в регистрации. При этом необходимо сообщить публике:

  • Правила: кому можно участвовать, что надо сделать;
  • Сроки. Либо определенный период, либо указание до какой даты будет проходить мероприятие;
  • Перечень и число призов;
  • Каким способом можно получить выигрыши. Где забрать, можно ли получить по почте или в пункте выдачи и т.д.;
  • Кто организовывает акцию. Надо указать компанию и ее адрес, дать адрес сайта.

  • Как отличить лотерею от промо-акции?

    Иногда определенные стимулирующие мероприятия могут назвать «лотереями». И между ними действительно есть общие черты:

  • Характер мероприятия — соревновательный;
  • Выигрыш получают далеко не все участвующие;
  • Главная цель участия – получить какой-либо приз (нескольких призов, согласно условиям).

  • Критерий Денежная лотерея Стимулирующая лотерея
    Как формируется призовой фонд? За счет проданных лотерейных билетов: проданы билеты на 500 тыс. – призовой фонд формируется из этих 500 тыс. За счет компании, устроившей промо-акцию. Допустим, магазин объявил о розыгрыше призов среди купивших газированную воду. Не имеет значения на какую точно сумму продан товар, призы покупаются за счет фирмы.
    Чем подтверждается право на участие? Приобретенным билетом. Купоном/чеком (и так далее), выдаваемым бесплатно, после выполнения обязательных условий акции или приобретения товара.
    Риск для принимающих участие? Присутствует. Люди могут потерять деньги, не получив ничего взамен. Отсутствует. Клиенты получают товар, а возможность получения приза – это приятный бонус.

    В итоге, если вы организовали акцию, где каждый покупающий товар на сумму, предположим, свыше 500 руб., получает бесплатный код, чтобы участвовать в розыгрыше приза – это не лотерея, а стимулирующее мероприятие.

    Ответственность за нарушение проведения рекламной акции

    Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий — разновидность рекламы. В результате проверку их организации выполняет ФАС. Если государственный орган обнаружит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. В частности, обяжет прописать недостающие сведения и т.д.
    Помимо этого возбуждается административное дело. Предусматриваются штрафные санкции:

  • Для физлиц: 2-2,5 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 4-20 тыс. руб.
  • Для юридических лиц: 100-500 тыс. рублей.

  • Промо-акции с раздачей одинаковых подарков всем участвующим.

    Такие акции являются частью маркетинга при розничной торговле. Суть акций — предложение покупателям выгодной сделки, которая позволила бы либо купить что-то по более низкой цене, либо по одной цене получить больший объем товара.
    В наши дни имеются следующие востребованные типы промо-акций:

  • Купи один, получи скидку;
  • Два по цене одного (три по цене двух и так далее);
  • Купи товар/услугу А и получи Б совершенно бесплатно;
  • Все товары по фиксированной стоимости;
  • Бесплатные тестеры новой продукции;
  • Акции в конкретные дни недели;
  • Сезонные распродажи;
  • Бонусы, предназначенные для категорий людей (врачи, студенты, пенсионеры и т.д.).
  • Для деловых людей важно, что подобные акции — не стимулирующие мероприятия. В связи с этим на них не распространяется закон «О рекламе». Значит, ФАС не сможет предъявлять претензии, если магазин, допустим, не указал время акции «Два по цене одного».
    Но каким способом отличить обычную акцию от стимулирующих мероприятий:

  • По акции все получают один и тот же приз. Например, любой покупатель получит скидку;
  • Нет соревновательного характера.
  • Надеемся, что эта заметка дала ответы на большую часть вопросов, связанных с юридическими особенностями организации маркетинговых акций. Остались неясности? Узнайте у нас Wise.promo, и мы ответим на них.


    Комментарии закрыты.