Развитие революционной литературы

Развитие революционной литературы

4 мая 1919 г. вспыхнуло антиимпериалистическое и антифеодальное движение, которое сомкнулось с борьбой за новую культуру. Выступая под знаменами “науки и демократии”, представители этого движения отрицали традиционную китайскую этику и литературу. Начало движению за новую литературу и мораль положил Лу Синь. Страстный противник феодальной этики, он беспощадно обличал пороки феодализма в своих прозаических сборниках “Клич”~и “Блуждания”. Его повесть “Подлинная история А-Кью”, представлявшая собой суровый приговор феодальной морали, получила международное признание и к настоящему времени переведена на 40 языков. В тот же период был написан один из лучших образцов новой китайской поэзии — сборник стихов Го Можо “Богини”.

В 1921 г. была образована Коммунистическая партия Китая (КПК) и движение за новую литературу возглавил пролетариат. В 1923 г. Дэн Чжунся вместе с другими коммунистами начал призывать к созданию революционной литературы; этот же лозунг был принят в 1926 г. обществом Го Можо “Творчество”. Чтобы сплотить прогрессивных литераторов на борьбу против гоминьдановского культурного террора, в марте 1930 г. под руководством КПК была основана Лига левых писателей Китая. Лига призывала к созданию пролетарской литературы. Издавалось более 10 журналов — такие, как “Большая медведица”, “Литература”, “Ростки” и др. Это движение вызвало подъем литературы, появились сотни произведений новых писателей.

Л у Синь написал целый ряд статей, которые вошли в сборники “Вот и все”, “Три бездельника”, “Двоедушие”, “О ложной свободе” и др. Цзян Гуанцы в своих стихах и повести “Санкюлоты”, Инь Фу в своем поэтическом творчестве и Ху Бпинь в повести “Свет впереди” рассказывали о революционной борьбе китайских рабочих и крестьян под руководством компартии. Все эти произведения свидетельствовали о зрелости пролетарской литературы. Важными произведениями этого периода были роман Мао Дуня “Перед рассветом”, роман Лао Шэ “Рикша”, трилогия прозаика Ба Цзиня “Стремительное течение” ("Семья", “Весна” и “Осень”), роман Е Шэнтао “Учитель Ни Хуаньчжи” и пьеса Цао Юя “Ураган”.

Во время национально-освободительной войны против японской агрессии состоялось совещание о литературе и искусстве в Яньани, на котором выступил Мао Цзэдун. Был провозглашен курс на создание пролетарской культуры, сближение творческой интеллигенции с революционными массами Китая. К лучшим произведениям, созданным после янь- аньского форума, относятся рассказы Чжао Шули “Женитьба молодого Эр- хэя” и “Песеники Ли Юцая”, поэма Ли Цзи “Ван Гуй и Ли Сянсян”, опера Хэ Цзинчжи и Дин И “Седая девушка”. В районах, контролируемых Гоминьданом, прогрессивные писатели вносили

свой вклад в антиимпериалистическую борьбу. Наибольшей известностью пользовались пьесы “Цюй Юань” Го Можо, “В день поминовения” Мао Дуня и “Туманный Чунцин” Сун Чжиди, а также романы “Распад” Мао Дуня, “История креветки” Хуан Гулю, “Солнце над рекой Сангань” Дин Лин и “Ураган” Чжоу Либо (последние получили в 1951 г. Сталинскую премию).


Комментарии закрыты.