Развитие кинематографии в новом Китае

Развитие кинематографии в новом Китае

Вслед за созданием Дунбэйской студии (впоследствии переименованной в Чанчуньскую) в 1949 г. были образованы Шанхайская и Пекинская студии. Студия “1 августа” основана в 1952 г., а в

1953 г. организована Центральная студия хроникально-документальных фильмов. Несколько позже в Шанхае и Пекине были созданы 3 студии научно- популярных фильмов и студия мультипликационных фильмов; в Гуанчжоу, Сиани и Чэнду — 3 студии художественных фильмов. За период 1949—1965 гг. в Китае выпущено 603 художественных,

1980 научно-популярных, 279 мультипликационных и 8344 документальных и хроникальных фильмов. Среди художественных фильмов наиболее заметны “Моление о счастье”, “Шанганьлин”, “Линь Цхэсюй”, “Не Эр”, “Песня молодости”, “Лавка Линя”, “Февраль, ранняя весна”.

В период “культурной революции” кинематографисты подверглись многочисленным нападкам. В 1966—1975 гг. было снято только 69 художественных, 36 мультипликационных, 1473 докумен

тальных и 731 научно-популярный фильм. В период между 1967 и 1969 гг. почти все студии прекратили работу. Было выпущено только несколько доку- ментальных фильмов. Большинство фильмов, созданных до “культурной революции”, расценены как “ядовитые травы” и запрещены.

После 1976 г. кинопроизводство постепенно стало возрождаться. Начали снимать новые фильмы. На экран вернулись многие из ранее запрещенных фильмов. Наряду со студиями в районах национальных меньшинств, включая Внутреннюю Монголию, Гуанси-Чжуанский и Синьцзян-Уйгурский, создаются студии детских и юношеских фильмов. К концу 1984 г. в Китае насчитывалось 20 киностудий, в т.ч. 13 художественных. С 1977 по 1984 г. в Китае выпущено 702 художественных, 2739 документальных, 2500 научно-популярных и 239 мультипликационных фильмов. Многие из них были хорошо приняты зрителями. Росло не только количество фильмов, но и поднималось их качество. Богаче и ярче стала тематика. Зрители тепло принимали фильмы о жизни деревни: “Радость в доме”, “Смех в деревне Юэлян”, “Сюй Мао и его дочери”, “Любовь к деревне” и “Наш Столетний Бычок”. Кинолента “Радость в доме” повествует об уважении к старшим, верно отражает жизнь. Фильмы революционной тематики тоже претерпели значительные изменения. В таких кинофильмах, как “Сианьский инцидент” и “Наньчанское восстание”, правдиво показываются важные эпизоды из истории революции. Киноленты “Соседи”, “Уголок, забытый любовью”, “Кровь всегда горяча”, “Под мостом”, “Девушка в красном” рассказывают о современной молодежи, ее проблемах, кадровой политике. Такие интересные фильмы, как “Скорбь по ушедшей”, “Подлинная истории А-Кью”, “Перед рассветом”, “Рикша”, созданы по одноименным произведениями Лу Синя, Мао Дуня, Лао Шэ. Высокохудожественные ленты “Табунщик”, “Сказание Заоблачных гор”, “Средний возраст” рассказывают о душевной красоте и трудолюбии китайского народа. Китайская мультипликация, в т.ч. кукольная, рисованная и аппликационная, чрезвычайно разнообразна по жанрам и темам, наполнена живыми образами и обладает богатым национальным колоритом. Шанхайская студия мультипликационных фильмов — единственная студия в Китае. Кукольный фильм “Волшебная кисть”, фильм-аппликация “Девочка Женьшень”, фильм в жанре традиционной живописи тушью “Головастик ищет маму” и рисованный фильм “Переполох в Небесном дворце” на международных фестивалях завоевали несколько наград каждый.

Переводом и дублированием иностранных фильмов занимается Шанхайская студия и соответствующий отдел Чаньчуньской студии. Последняя занимается дублированием кинолент с 1948 г. Первым ее фильмом был советский — “Обыкновенный солдат” (’’Рядовой Александр Матросов’). За последние годы на китайском языке показаны кинофильмы более чем 20 стран, в т.ч. Японии, Англии, Мексики, Западной Германии, Индии, Кореи, Югославии. В то же время 2 студии переводят в свою очередь китайские фильмы на иностранные языки, а также для зарубежного проката выпускают с субтитрами художественные, мультипликационные, научно-популярные и документальные фильмы.

Комментарии закрыты.