Литература нового Китая

Литература нового Китая

Образование 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) ознаменовало переход китайской революции от новодемократической стадии к социалистической. Этот поворотный пункт в истории Китая был одновременно и началом новой эры в развитии китайской литературы.

Современная китайская литература опирается на традиции революционной литературы, развивавшейся со времени движения “4 мая” 1919 г. В выступлении на яньаньском совещании о литературе и искусстве Мао Цзэдун говорил о том, что корни пролетарской литературы уже заложены. После создания КНР была провозглашена политика “пусть расцветают все цветы, пусть соперничают все школы”, “пусть старое уступает место новому”. Проведение этой политики привело к оживлению литературной деятельности.

Несмотря на влияние левацких тенденций в политических кампаниях и литературной критике, которые в определенной степени искажали развитие китайской литературы со времени образования КНР и до начала “культурной революции” (1966—1976), в этот период был создан ряд значительных произведений. Руководствуясь богатым жизненным опытом, многие писатели с успехом экспериментировали в различных литературных формах и создавали книги, оказавшие влияние на современную китайскую литературу. Это, напр., романы “Первопроходцы” Лю Цина, “Реет красное знамя” Лян Биня, “Красный утес” Гуанбиня и Ян Ияня, “Защитим Яньань” Ду Пэнчэна, “Песнь юности” Ян Мо, “Красное солнце” У Цяна, “Переулок трех семей” Оуян Шаня, “Деревня Саньливань” Чжао Шули. Из повестей и рассказов следует выделить ’’Тысячи миль по рекам и горам" Ян Шо, “Кузнец и плотник” Сунь Ли, “Неувядающие цветы” Ма Цзя, “На горы Шан- гань” Лу Чжуго. Заслуживают упоминания многочисленные очерки, написанные известными писателями: “Жизнь среди героев” Ба Цзиня, “Мандариновый фонарик” Бин Синь, “Самые люби- мые” Вэй Вэя, “Три дня на Янцзы” Лю Байюя. Все эти книги завоевали широкое признание. В 50—60-х гг. процветала и поэзия, представленная стихами Хэ Цзинчжи “Громкая песнь”, “История Ян Гао” Ли Цзи, “Наш великий праздник” Хэ Цифана и др.

Серьезный урон современной китайской литературе был причинен в годы “культурной революции”. Многие выдающиеся произведения были объявлены “ядовитыми сорняками”, сотни писателей — лишены права творить и подвергнуты жестоким гонениям. Это были годы застоя в литературе и искусстве.

После свержения в октябре 1976 г. Цзян Цин и ее контрреволюционной клики, в кругах творческой интеллигенции началась массовая кампания по разоблачению преступлений Линь Бяо и Цзян Цин. Были восстановлены все литературные организации и союзы, реабилитированы многие писатели и художники, безвинно пострадавшие во время “культурной революции”. Социалистическая культура начала возрождаться, появилось много новых произведений литературы и искусства.

1979 г. ознаменовал собой начало строительства социализма и модернизации. ЦК КПК принял меры по дальнейшему укреплению и совершенствованию партийного руководства литературой и искусством. Призывая всех писателей, художников выполнить свой общественный долг и поддерживая курс “пусть расцветают все цветы, пусть соперничают

все школы”, партия проводит новую политику, которая гарантирует деятелям культуры свободу творчества. Первые крупные сдвиги произошли еще в 1977 г., когда в бесплодной пустыне, в которую превратила страну “культурная революция”, вырос богатый урожай пьес, стихов, произведений прозы и публицистики. Большинство появившихся тогда книг разоблачали мрачные стороны жизни во время десятилетнего хаоса. Эта литературная волна примечательна точным воспроизведением эпохи и жизни народа, многообразием новых стилей письма и художественных форм.

Из всех жанров наиболее оживилась проза, особенно рассказ. Большой популярностью пользовались рассказ Лю Синьу “Классный руководитель”, Чжан Сюаня “Любовью забытый уголок”, Ван Мэна “Рассказ парикмахера”, Гао Сяо- шэна “Ли Шуньда строит дом”, Жу Чжицзюань “Неожиданное событие”, Хэ Шигуана “На базар”, Чжан Сяньля- на “Душа и плоть” и др. Из повестей выделяются “Средний возраст” Шэнь Жун, “На реке без ориентиров” Е Вэй- линя, “Сказание Заоблачных гор” Лу Яньчжоу, “Венки у горного подножия” Ли Цуньбао, “Сегодня ночью будет вьюга” Лян Сяошэна, “В чаще” Кун Цзешэ- яа. Заметным явлением в области романа были такие книги, как “Сюй Мао и его дочери” Чжоу Кэциня, “Восток” Вэй Вэя, “Хуанхэ течет на восток” Ли Чжу- ня, “Тяжелые крылья” Чжан Цзе, “Плач о генерале” Мо Инфэна, “В долине лотосов” Гу Хуа. Появилось также много интересных образцов поэтического творчества, публицистики, научной фантастики. Как грибы после дождя росли журналы по литературе и искусству, которых сейчас насчитывается около 400. Новые писатели и художники, вышедшие из самых разных сфер жизни, заслуживали общественное признание и награды. Ежегодно присуждались премии за лучшие рассказы, повести, романы, очерки, произведения детской литературы, литературы национальных меньшинств, стихи молодых и зрелых поэтов. Все это содействовало росту новой литературы.

Комментарии закрыты.