Фильм «Одален 31»

Фильм «Одален 31»

Видерберг умеет находить человечные, простые и в то же время удивительно емкие по мысли финалы своих картин.

Так и в «Одалене 31» жена убитого протирает пыльные стекла дома. Сын наблюдает за матерью. Она держится геройски. Ни одной слезы не проронила она над погибшим мужем, ни одной слезы, хотя зритель был свидетелем ее целомудренной, глубокой и нежной любви к нему. Так мать хотела преподать детям пример мужества, которого требует борьба за общее дело. Но память о прошлом мешает ей теперь жить свободно, смотреть на мир с надеждой. Кровавая рубашка убитого хранится в доме как знак вечного траура.

Но вот сын берет эту рубашку и разрывает ее. И подает часть ее матери, часть оставляет себе и выходит на улицу. Там он тоже начинает протирать окно. Мать улыбнулась и все поняла. И ее рука послушно повторяет с другой стороны стекла все движения сына. Так они и работают согласно и бодро. Протирают стекла, чтобы лучше и дальше было видно…

Фильм заканчивается словами от автора: словами о том, что после одаленской трагедии 1931 года в Швеции пришли к власти социал-демократы, которые сохраняют ее за собой и по сей день. Это — горький намек, приглашение задуматься…

Обращаясь к острым социально-политическим темам, Видерберг свободен от спекулятивных заигрываний со зрителем. Его фильмы отмечены, я бы сказал, нравственным здоровьем и чистотой, и этим они отличаются, в частности, от некоторых шведских картин, авторы которых, затрагивая те или иные актуальные социальные вопросы времени, считают необходимым «приперчить» их изрядной долей секса. А еще чаще именно политика берется ими как своеобразная приправа ко всякого рода сексуальным забавам на экране.

Последние произведения Бу Видерберга — это большое серьезное и прекрасное искусство, вдохновленное жизнью и борьбой самого революционного класса современности. Они пронизаны верой в силы и разум этого класса, в его светлое историческое будущее.

Итак, Италия и Швеция. Страны — различные по своему социально-политическому климату. Однако как много общего в направлении и формах работы их прогрессивных мастеров кино.

Но вот мы переносимся за океан, в США. И здесь обнаруживаем ту же удивительную, беспрецедентную активизацию кинематографа, который известный американский публицист Филипп Боноски называет радикальным.

В VI Московском фестивале, несмотря на враждебные акции Госдепартамента США, приняли участие такие известные режиссеры разных поколений, как Стэнли Креймер, Сидней Поллак, Артур Пенн, Холл Бартлет, Деннис Хоппер и другие. Они прислали картины, в буквальном смысле этого слова атакующие современную империалистическую Америку — Америку, убивающую своих детей.

Подростки, герои фильма Стэнли Креймера «Благослови зверей и детей», видят во сне, что их расстреливают. Что же, жизнь в лагере для ковбоев, куда их по разным причинам определили родители, и не могла вызвать иных снов. Детей здесь унижают, оскорбляют их человеческое достоинство. Их воспитывают люди, лишенные всяких моральных устоев. Их приучают к обману, бесчеловечности, насилию. Воспитатель берет их на экскурсию посмотреть, как богатые бездельники расстреливают в загоне мирных бизонов. Дети убегают ночью из лагеря, чтобы освободить животных. Они сами подобны этим загнанным, обреченным существам.

После немалых трудностей в дороге подростки достигают своей цели. Они освобождают бизонов. Но те и не думают бежать, а мирно пасутся на близлежащем лугу, в то время как очередные туристы-убийцы уже спешат к месту безнаказанной охоты. И тогда один из ребят угоняет грузовик, чтобы прогнать бизонов дальше. Но взрослые, разгадав его замысел, хотят помешать его осуществлению и открывают пальбу по колесам автомобиля. Поединок благородства и стяжательства завершается трагически. Тот, кто хотел спасти от смерти других, убит сам…

Гибелью мальчика от рук беспечно преступных насильников завершается фильм-предупреждение Креймера. Смертью двух молодых американцев в результате все той же безответственной пальбы, общей нравственной деградации общества оканчивается и картина Денниса Хоппера «Беспечный ездок». И, конечно, не случайно ее главный герой, которого играет Питер Фонда, носит прозвище «Капитан Америка», а бензиновый бак его мотоцикла раскрашен в цвета государственного флага США. Это — тоже символ Америки, истребляющей самое себя.

Комментарии закрыты.