Эпизод с безумным генералом

Эпизод с безумным генералом

Философское иносказание Артура Пенна заключается в том, что он дает современному американскому обществу картину его собственного самоистребления, которое оно осуществляет в своих попытках покорять огнем и мечом другие народы, не желающие жить по законам самозванных властителей.

Эпизод с безумным генералом, посреди кровавой сечи воздевающим руки к небу и провозглашающим, что история подтвердит величие и красоту (?) его дел,— этот эпизод решен в фильме в стиле трагического балагана. Он и смешон и страшен, этот представитель американской военщины, который и на краю гибели грозит смертью людям и требует у истории нарядных одежд для своей гнусности.

Джек Крабб, которого талантливо играет Дастин Хоффман, пытался бежать от зла. У него не хватило силы и воли, чтобы вступить в бой с врагами, искалечившими его жизнь и уничтожившими его друзей. Действие фильма разворачивается как рассказ Джека, который находится в доме для престарелых: ему уже более ста лет. Но история его жизни — это предупреждение тем, кто хотел бы сегодня остаться вне схваток, вне битв века, кто перед угрозой расизма и империалистической агрессии мог бы хоть на минуту поверить фальшивым мифам и дешевому словоблудию международных убийц. И этот голос не может не быть услышан.

Можно было бы остановиться и на некоторых других американских фильмах того же плана, созданных в последнее время и показанных на нашем фестивале, но и сказанного, как нам кажется, достаточно, чтобы увидеть, что и в кинематографии США происходят определенные процессы, результатом которых и является рождение «радикального кино», которое еще ярче проявляет себя в области документального фильма. Но это уже совсем особый разговор.

Выше отмечалось, как близки между собой по темам, подходам к ним и порой даже по способам их художественного решения фильм итальянца Монтальдо «Сакко и Ванцетти» и картина шведа Видерберга «Джо Хилл». Можно найти сходство и в таких произведениях, как, скажем, американская лента «Маленький большой человек» и опять-таки итальянская «Кеймада». Интересно было бы проследить родственные темы и точки зрения на определенные социальные проблемы (а они есть) и в некоторых фильмах Японии, Франции и других стран.

Более полувека назад В. И. Ленин писал: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (и в большинстве еще и черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры». Этот ленинский вывод и сегодня действителен для стран, где еще господствует капитал.

Если не все фильмы, о которых речь шла выше, могут быть причислены к элементам социалистической культуры, то все они, несомненно, являются элементами демократической культуры. И сколь знаменателен факт, что в наши дни в буржуазных странах прогрессивные художники приступают, как об этом сообщали они сами на нашем фестивале, к реализации таких замыслов, как фильмы, посвященные основателю Итальянской коммунистической партии Антонио Грамши, выдающемуся деятелю коммунистического движения Розе Люксембург и другим героическим борцам за дело рабочего класса. Ветер общих больших социально- политических перемен, который веет над планетой, не может не сказываться так или иначе и на сегодняшних судьбах киноискусства капиталистических стран. Сознательно ограничивая поле своего обозрения рамками последнего Московского кинофестиваля, автор этой статьи не ставил себе целью, как уже говорилось, дать исчерпывающее освещение затронутой темы, а тем более всей сложной и противоречивой картины развития современного кинематографа на Западе. В этих заметках хотелось подчеркнуть лишь некоторые факты, с определенной отчетливостью выявившиеся на нашем киносмотре. Пока что рано делать прогнозы о дальнейшем развитии тех явлений, которым посвящена статья. Но, думается, что итоги VI Московского кинофестиваля дают основание констатировать, что за последние годы прогрессивный демократический кинематограф капиталистических стран активизировался, набрал новые силы, расширил свой фронт. Он все решительнее разоблачает обветшалые буржуазные мифы и все ближе подходит к той истине, что в наш век все дороги ведут к коммунизму.

Комментарии закрыты.