Стрэндфлеты, или «береговые равнины»

Стрэндфлеты, или «береговые равнины»

У. Хольтедаль и его предшественники (Nansen. 1922, и др.) отмечают, что горы Скандинавии нередко не подходят прямо к внешнему краю берега моря, а отделены от него «береговой равниной».

Наиболее обстоятельное исследование описываемой поверхности, за которой в нашей научной литературе утвердилось название «стрэндфлет», было проведено Ф. Нансеном (Nansen. 1922). Он придает основное значение в их формировании одновременной деятельности моря и морозного выветривания. Морозное выветривание при этом ответственно за разрушение горной породы, слагающей прибрежную сушу, и за образование обломочного материала, а волновые процессы и приливы — за удаление этого материала, благодаря чему экспонируется поверхность породы, еще не затронутая морозным выветриванием, и создается возможность для

ее дальнейшего разрушения. Смачивание пород выше среднего уровня моря во время приливов играло важную роль в этом процессе морозного выветривания. Ф. Нансен выделяет на западном побережье Норвегии три уровня стрэндфлетов:

1) подводный уровень, обычно ограниченный глубинами порядка 20 м, но незначительный по своей площади, лежащий на гораздо меньших глубинах. Отдельные выступы этой поверхности образуют шхеры. Наиболее хорошо он выражен на отрезке побережья между Тронхеймом и Буде, на наиболее ярко выраженном шхерном побережье;

2) нижний надводный уровень, высота которого достигает 15—18 м, в Северной Норвегии он в ряде случаев не выделяется;

3) верхний надводный уровень, лучше всего выраженный в северной и средней частях побережья. Высота его 30—40 м.

Комплексно-денудационная выработка этих поверхностей (морозное выветривание + приливы + волнения), по Ф. Нансену, происходила главным образом в наиболее холодные отрезки межледниковий.

Многочисленные низкие мысы и выступы побережья высотой до 10 м в районе Согне- фиорда Ф. Нансен относит ко 2-му уровню стрэндфлетов. Этот же уровень хорошо выражен в окрестностях Олесунна, на Лофотенских о-вах и во многих других районах побережья. Нередко над его поверхностью возвышаются останцы, обусловленные выходами трудноразмываемых пород, как это, например, можно наблюдать на о. Трена. Большой участок стрэндфлета известен на о. Аннейя в архипелаге Вестеролен.

У. Хольтедаль, не отрицая в целом гипотезы Ф. Нансена, полагает также, что в ряде случаев в формировании стрэндфлетов существенная роль принадлежит регрессивной эрозии ледников в периоды низкого положения снеговой линии. Так, например, в Южной Норвегии такие поверхности стрэндфлетов с хорошо сохранившимися следами ледниковой эрозии имеют такое же широкое распространение, как и на северном побережье, например на берегах Варангер-фиорда. В связи с современным гляциоизостатическим поднятием широко распространены поднятые береговые валы, например на берегах Йарсангер- фиорда.

Следы современной работы моря. Ярко выраженные абразионные формы на берегах Норвегии наблюдаются в тех редких случаях, когда берег сложен моренными отложениями. Четко выраженный клиф, выработанный в морене, известен близ Реве. К нему примыкает валунно-галечный пляж шириной до 50 м. Близ Арендаля имеются клифы и бенчи, выработанные в выветрелых докембрийских породах. В Финнмарке хорошо выражены абразионно-денудационные клифы, а также абразионные останцы — кеку- ры, абразионные гроты. На п-ове Нордкин также есть типичные клифы и бенчи, выработанные в рифейских породах.

Комментарии закрыты.