Развитие китайской литературы

Развитие китайской литературы

Китай населяет множество народностей, среди которых подавляющее большинство составляют китайцы (хань). История древнейшей китайской цивилизации отмечена созданием богатейшей литературы. И хотя эта литература является плодом коллективного творчества различных этнических групп, отличающихся друг от друга культурой и даже языком, главными создателями ее были китайцы.

Как и у других древних народов, у народов Китая литература сложилась задолго до возникновения письменности. Основные классические произведения эпохи Сражающихся царств (475 — 221 до н. э.), напр, стихи Цюй Юаня, свидетельствуют о том, что уже в те времена в Китае существовало много широко известных мифов и легенд. Такие китайские мифы, как “Великий Юй усмиряет потоп”, “Стрелок И сбивает девять солнц”, “Богиня Нюйва чинит небосвод”, по богатству своих красок и содержания не уступают мифам Древней Греции и Рима. К сожалению, большинство древнейших китайских мифов и легенд оказались утерянными. Блестящее устное творчество малых народов Китая сохранило лишь часть рассказов, эпических поэм и баллад, в которых оживают герои прошлого. Заслуживают упоминания, в частности, тибетский эпос “Царь Гэсэр”, монгольский эпос “Джангар” и киргизский эпос “Манас”.

Среди самых ранних дошедших до нас произведений китайской литературы наиболее полно представлена поэзия. Древнейшая поэтическая антология “Книга песен” («Шицзин») включает 305 стихотворений, первые из которых датируются эпохой Западная Чжоу (11 в. до н.э.), а последние — серединой эпохи Весны и Осени (6 в. до н.э.). Характерные черты их — четырехстопный размер и плавный ритм.

Эпоха Сражающихся царств была временем интеллектуальных битв, когда соперничало множество научных школ. Литературную арену наводнили оригинальные по стилю и содержанию политические, философские и исторические произведения. Этот период примечателен также новаторскими “Чускими строфами” («Чуцы»). Развивавшиеся на базе старинных мелодий, эти элегии по стилю и размеру напоминали традиционные песни. Центральное место в этой антологии принадлежит Цюй Юаню — государственному деятелю царства Чу, который известен прежде всего своим бессмертным произведением “Скорбь отринутого” — самой длинной лирической поэмой, сохранившейся от Древнего Китая.


Комментарии закрыты.